(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

Мотобуксировщик или мотособака 🚜 – нужная вещь для охотника. Этот вид транспорта 🚎 можно приобрести в специализированном магазине, 🛒 но цены на подобную технику высокие. Выход есть: собрать изделие можно самому, 💰 тогда затраты будут небольшими.

Чтобы мотособака своими руками была сделана качественно, служила долго, нужна подробная схема и чертежи, ряд инструментов и деталей.

Инструменты и материалы

Для самостоятельного выполнения сборочных работ нужен определенный перечень инструментария и материалов.

Потребуется несколько инструментов.

  • Сварочный аппарат. Он нужен для стыковки металла, дает возможность получить надежное соединение. Для работы со сварочным агрегатом нужна определенная оснастка, в частности, электроды, а также защитная экипировка.
  • Угловая шлифовальная машина (болгарка) – незаменимый инструмент при работе с металлами. Она необходима для расчленения заготовок на отдельные части. К болгарке надо подобрать специальные насадки, которые потребуются для работы с определенными материалами.
  • Электродрель – для получения отверстий.
  • Комплект гаечных ключей для работы с крепежными изделиями.

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

Из материалов и агрегатов нам потребуются:

  • соответствующий мотор для определенных условий эксплуатации;
  • профильная и круглая труба для сооружения остова (рамы);
  • колеса на ходовую часть.

Что такое мотобуксировщик – описание и назначение

Под мотособакой понимают мини-снегоход (мини-снегоболотоход) с двигателем. Данное транспортное средство представляет собой сцепку из гусеничного буксировщика с санями либо санями-волокушами.

Водитель мотособаки садится в сани, туда же кладут любой груз. У некоторых моделей «собаки» есть специальная грузовая площадка на тягаче. Мощность двигателя обычно составляет от 6 л. с. до 13 л. с., скорость равна 30-40 км/час.

Тормоз у мотособаки отсутствует, о чем всегда надо помнить водителю.

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

  • Мотобуксировщики популярны среди рыбаков, охотников. Также их можно применять в сельском и лесном хозяйстве для перевозки небольших грузов.
  • В отличие от колесной техники, лыжи на санях мотособаки позволяют передвигаться даже по рыхлому снегу, зимнему бездорожью, чем транспортное средство напоминает снегоход.
  • Разница лишь в расположении водителя: они сидит вне платформы с мотором, что уменьшает вес мотособаки, увеличивает проходимость. Также плюсами в сравнении со снегоходом являются простота конструкции, более низкая цена.
  • На мотособаках можно передвигаться по замерзшей поверхности водоема – озера, реки. Они идеальны для любителей подледной ловли и были разработаны специально для них.
  • Машину легко перевезти в автомобиле, используя чехол, выгрузить на берегу, после применять по назначению. На мотособаке возможно перевозить грузы по пересеченной местности, изобилующей спусками, подъемами.
  • Используют технику для поездок летом, весной, осенью по болотистым полянам, лесным дорожкам.

Почему стоит изготовить мотособаку – причины

И покупная техника, и самоделка отличаются неприхотливостью, компактностью, не требуют много места для перевозки, хранения.

Но некоторые охотники предпочитают делать мотособаки самостоятельно, из подручных средств. Основная причина – экономичность: самодельный вариант обойдется на порядок дешевле.

Не более стоимости самого простого буксировщика из Китая можно соорудить также надежный, прочный буксировщик-толкач.

У многих моделей мотособак, особенно китайской сборки, есть масса недочетов в конструкции. Например, гусеница может часто забиваться снегом, что связано с промахами разработчиков. Прочие возможные проблемы – вставание мотособаки на дыбы, зарывание в слишком глубоком снегу, забрасывание снега в сани. Всех этих неприятностей можно избежать, если делать транспортное средство самому.

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

При переднем расположении мотора мотособаки, которое практически всегда планируется в самодельных моделях, работа машины будет намного эффективнее. Вот очевидные плюсы:

  • экономия топлива и общее удешевление конструкции;
  • более высокая скорость движения;
  • возможность сделать дополнительные отсеки для снастей.

Может, лучше купить снегоход?

На сегодняшний день в продаже имеются готовые снегоходы и мотобуксировщики различных фирм. Стоимость их начинается от 100 000 руб. и выше. Цена снегоходов брендовых фирм превышает 1 500 000 руб. Купить такой может не каждый. Мало того что они очень дороги сами по себе. Для снегохода необходимо отдельное место в гараже, у него большой расход топлива, дорогостоящее обслуживание. Чтобы не получить штраф, необходимо получить права категории А1, которые выдаются водителям самоходных машин в Гостехнадзоре.

Управлять самоходной машиной без прав запрещено. А еще за снегоход придется платить транспортный налог.

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

Выбор и изготовление основных элементов

Следует детальнее обсудить основные составные части, базовые компоненты и органы управления мотобуксировщика.

Двигатель

Самый важный компонент техники – мотор (силовой агрегат). Как правило, для изготовления мотобуксировщиков используется одноцилиндровый карбюраторный двигатель. Не менее значимым элементом является гусеница – подвеска и движитель. Посредством гусеницы можно перемещаться по льду, снежному покрову, мягкой земле в теплое время.

В большинстве случаев для мотобуксировщиков применяются моторы брендов Honda, Yamaha (дорогостоящие) либо китайских торговых марок (MTR, Lifan и другие, доступные по цене).

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

Эти моторы значительно разнятся по стоимости, хотя мощность их, как правило, равносильна. Прекрасно себя показали моторы Lifan, оснащенные сцеплением центробежного типа.

Отдельные умельцы используют для изготовления мотобуксировщиков двигатель от мотоблока (культиватора), движки от бензопил (мотопил) «Урал», «Дружба».

Востребованным является мотор Ш-58 от мопеда, предусмотренный для ручного режима переключения коробки передач. В равной мере можно использовать моторы для скутеров. Главное условие, чтобы агрегаты имели неплохие тяговые свойства, мощность не меньше 6 лошадиных сил. Этого вполне хватает для транспортировки на мотобуксировщике одного человека и грузов на 30-50 килограммов. Для перемещения 2-х человек и грузов на 150-200 килограммов желательно подобрать мотор мощностью больше 9 лошадиных сил.

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

Несущая рама

Уровень качества рамы должен находиться на высоте, поскольку в движении она подвергается большим нагрузкам, в особенности при перемещении по бездорожью. Данная конструкция сооружается всецело собственными силами, сваривается из профильных труб с прямоугольным сечением. В основном достаточно трубы с 3-миллиметровой толщиной стенок – более тонкий металл не подходит, он может быстро деформироваться.

Сборка самоделки выполняется согласно ранее выбранному чертежу (примерно такому, как наш).

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

Для изготовления рамы берут 2 трубы размером 20×20 миллиметров, дополняют еще двумя сечением 20?40 миллиметров, формируют остов.

В него ввариваются 2 уголка по 40 миллиметров, поверху приваривают предохранительную конструкцию для движка, которая не позволит ему получить повреждения при переворачивании техники. К раме также не мешает «пришить» посредством заклепок оцинкованный лист, чтобы закрыть гусеницу.

Подвеска

Подвеска (система подрессоривания) является важным фактором функционирования ходовой части. От избранного типа системы будет зависеть размеренность и скорость передвижения.

По структуре система подрессоривания бывает нескольких разновидностей:

  1. комбинированная;
  2. склизовая;
  3. катковая.

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

Самая быстрая – склизовая подвеска, так как зазор при перемещении забивается минимальным количеством мусора, снега и иных посторонних предметов. Вследствие этого двигатель будет функционировать с минимальными сбоями, без перегрузок и излишнего нагрева, однако склизы используются исключительно зимой: им требуется снег, который служит охлаждением лыжного модуля.

Для путешествий в любое время года следует выбирать современную систему подрессоривания каткового типа, только не с жесткими, а с опорами катковыми пружинными.

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

Такой мотобуксировщик будет более плавно передвигаться по мерзлой дороге. Катковая хуже ведет себя на снежном покрове (при перемещении желательно избегать чересчур сыпучего, глубокого снега), однако безупречна для перемещения в летние месяцы.

Комбинированные типы подвески совмещают в себе как достоинства, так и отрицательные черты склизов и катков.

Трансмиссия

Трансмиссия (силовая передача) несет ответственность за передачу вращения вала на ведущую звездочку (профилированное колесо) гусеницы. Силовая передача бывает автоматической редукторной, механической, вариаторной, отдельные разновидности, к примеру, оснащаются реверс-редуктором от «Муравья» (для заднего хода). Плюсом автоматической силовой передачи является большая горизонтальная сила тяги, недостатком – быстрое срабатывание некоторых элементов, потребность в регулярном техническом обслуживании.

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

  • В роли механической можно использовать коробку от ВАЗа, другой старой автомашины. Ее преимущества – простота техобслуживания, отсутствие потребности в частой наладке, однако эксплуатация подобной силовой передачи менее комфортна.
  • Вариаторная коробка передач (КП) обеспечивает мягкую передачу усилия от мотора на гусеницу, что дает возможность уменьшить скорость изнашивания элементов, сэкономить на топливе. Недостаток – слабый ремень агрегатов, который требуется с регулярным постоянством менять.

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

Гусеница

Такие приспособления бывают снегоходными и специальными, сконструированными конкретно для мотобуксировщиков. Они отличаются по ширине, высоте, длине.

На рынке имеются сменные гусеничные ленты от снегоходов, которые можно практиковать при создании мотособак.

Востребованы гусеничные ленты от «Бурана», только повышенной проходимостью они не характеризуются, использовать мотобуксировщик на бурановской гусенице возможно будет исключительно на скованном льдом водоеме, добротно укатанной трассе.

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

Покупать необходимо не очень узкие гусеницы. Подходящим является 50-сантиметровое изделие, так как оно делает мотобуксировщик устойчивым, проходимым, поворотливым.

Имеются на рынке и «агрессивные» гусеничные ленты, обеспечивающие повышенную проходимость, шириной – от 550 миллиметров, с нестандартным рисунком протектора. У них увеличена высота грунтозацепов – она составляет 32 миллиметра (нормальная равняется 21 миллиметру).

Гусеницы к мотобуксировщику также можно изготовить собственными силами. При этом можно практиковать разнообразные материалы: транспортерные ленты, мотоциклетные цепи, водопроводные трубы и прочее. Главное, сделать их качественными, легковесными и надежными, чтобы было сбалансированное сцепление траков с дорожным покрытием.

Электрооборудование и системы управления

Для управления мотособакой практикуют руль, связанный с коробкой переключения скоростей, газом, ручкой сцепления, которые необходимо позаимствовать с какой угодно пригодной старой автомототехники. Как правило, базовые комплектации мотобуксировщиков оснащены ручным пуском, но по просьбе клиента его могут заменить электрическим стартером, дополнить катушкой освещения.

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

Все это без особых усилий можно соорудить своими силами, но расходы на изготовление мотобуксировщика увеличатся.

Без электрического стартера прекрасно можно обойтись, кроме того, ручной запуск является наиболее безотказным в вопросе выхода из строя. Тем не менее без света в ночное время на мотобуксировщике точно будет тяжело, эту систему необходимо учесть непременно. Транспортное средство следует оснастить катушкой на 7 A, чтобы сложностей с питанием фар не появлялось.

Сборка

Прежде всего необходимы подготовительные работы.

Чтобы затруднений с эксплуатацией мотобуксировщика не возникло, главное, сразу же определиться с ее ключевыми техническими характеристиками:

  • грузоподъемностью;
  • мощностью мотора;
  • разновидностью силовой передачи;
  • системой пуска мотора – электрической либо ручной.

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

А также необходимо побеспокоиться о дополнительных приспособлениях мотобуксировщика – лебедке, свете, защитных компонентах, сиденьях. После этого разрабатывается полный чертеж, на котором будут отображены все тонкости. Затем можно заказать комплект составных элементов для мотособаки либо подобрать их самому из тех, что есть в наличии от другой автомототехники.

Теперь можно начинать процедуру сборки.

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

  • В первую очередь изготавливают раму (каркас) мотобуксировщика, которая даст возможность зафиксировать мотор, коробку, ходовую часть. Для этого выбранные профильные трубы (кроме того, сгодится балка) свариваются в коробку в виде прямоугольника. После варят крепления для всех основных агрегатов мотобуксировщика. По завершении можно инсталлировать мотор.
  • Ходовая часть должна базироваться на опорных подшипниках (в народе – «опорник»). На станке для токарных работ точат подходящие втулки с толщиной стенки 5 миллиметров.
  • Используя втулки, по углам каркаса устанавливают подшипники. После создают переднюю и заднюю оси (мосты), которые конфигурируют валы совместно со втулками и опорниками. Задний мост мотобуксировщика делают ведущим, устанавливая на него приводное профилированное колесо и основательно приваривая его. Посредством цепи ее необходимо объединить с коробкой скоростей.

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

  • Гусеницы мотобуксировщика, как говорилось выше, изготавливают собственными руками из транспортерной ленты шириной больше 30 сантиметров или приобретают готовые, только последние потребуется разделять и делать шире посредством вставок. Траки делают из дерева, пластмассовых труб либо демонтируют со старенького снегохода. На КПП, двигатель устанавливают шкивы, соединяющиеся приводным ремнем. К рулю фиксируют компоненты управления мотобуксировщиком – рукоятка сцепления устанавливается с левой стороны, рукоять газа – с правой. Руль фиксируют на каркасе посредством сварки двумя трубами с вилкой. Вилка устраивается на задней оси и фиксируется приваренными металлическими шайбами.
  • По завершении работ устанавливаются дополнительные устройства мотособаки, монтируется необходимое оснащение. Конструкция комплектуется местом для сидения, отделом для грузов и так далее Готовая техника ничем не уступит по функциональным характеристикам заводской продукции, будет выполнена основательно и может быть восстановлена при выходе из строя самим создателем.

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

Какую лучше выбрать подвеску

По рыхлому снегу легче пойдет мотособака на склизовых подвесках, в то время как на колесных ей будет идти тяжеловато. Но склизовым подвескам противопоказаны очищенные дороги и лед. Поэтому, если мотособака создается для рыбалки или хозяйственных целей, то все же следует остановиться на более универсальных колесных.

Плюсы и минусы широких гусениц

Самодельная мотособака, сделанная своими руками, более маневренна и легка при более узкой гусенице (380 мм), чем при 500 мм и больше. Это важно, когда придется ездить по лесу среди деревьев и пней, переворачивать или доставать провалившуюся (застрявшую) в снег машину. Будет лучше, если вы это сможете сделать сами без посторонней помощи.

  • На высоких скоростях мотособаки с широкими гусеницами более устойчивы.
  • На узких гусеницах скорость меньше. Меньше тяга. Дело в том, что при использовании редуктора менять передаточные отношения можно только на звездах. И тут приходится жертвовать либо скоростью, либо тягой. Если использовать звезды 12/40, то можно развивать скорость до 20 км/час без потери мощности.
  • Дешевле более компактная мотособака. Если мотособака на гусеницах 380 мм может обойтись в 25-30 тыс. руб., то на 500 мм – не дешевле 60 тыс.
  • В обслуживании дешевле более компактные мотособаки. Они легче – расход топлива меньше.
  • Проходимость даже по рыхлому снегу у обоих вариантов примерно одинаковая. Но более компактные мотособаки легковеснее: легче гусеница даже при той же длине, и меньше весит двигатель (потому как он может быть менее мощным). Это важно, когда приходится ездить по замерзшим водоемам – меньше опасности провалиться под лед. Если такая опасность существует, то лучше подстраховаться и приобрести надувные ПВХ-баллоны (их объема достаточно, чтобы буксировщик и вы не провалились под воду).

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

Мотобуксировщик – как делают на заводе от А до Я

Конструктор все это дело нарисовал, вымерял каждое отверстие, каждый болтик, все прикрепили. Сборщики грамотные, профессиональные, собрали. Цех ЦМК все это дело сварил, покрасили, все сделали красиво – внешний вид, дизайн. Тебе продали и дали год гарантии, кто-то 2 года гарантии.

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

Ты ездишь, не паришься. Зашелестело что-то, притащил его к дилеру и говоришь: Ребята, чините. Тебе все сделали по гарантии, и дальше катаешься. И уже не паришься, что нужно поехать в гараж, распилить этот буксировщик, собрать его заново, потому что что-то косячно, что-то не едет.

Наступает на свои грабли любой человек, даже профессиональный сварщик. Он не может быть профессиональным сварщиком, он не может быть механиком, не может человек вобрать себя все идеально. У любого человека есть ошибки, и он их будет допускать в любой профессии.

Поэтому потратить время можно, так сказать, когда ты сам собираешь буксировщик, экономия будет, безусловно. Ты сэкономишь какие-то средства, потому что производитель собрал и ему надо заработать , нужно платить зарплату, аренду и прочее.

Он оценил, отдал дилеру, дилер оценил. Ну, сколько ты сэкономишь? Дельту дилера. Убраться в заводскую цену ты не сможешь, потому что у завода свои мощности, комплектующие, которые на 70 процентов сам изготавливает, а не покупает у кого-то, поэтому ему проще. У него уже это конвейерноналажено и идет цепочкой.

Он собирает от 30 до сотни в день, и люди понимают, как это делать. Чем больше собираешь, тем меньше себестоимость. Ты возьмешь металла килограмм по 200 рублей, а если ты возьмешь тонну, то себестоимость будет уже 120 рублей. То есть у производителя всегда выйдет дешевле.

Ты же, когда хочешь попить кофе, ты же не изобретаешь кофеварку. Ты просто идешь и покупаешь ,так как знаешь, что ее продумали до мелочей и что она намелет тебе кофе, и сварит действительно вкусный капучино. А начнешь собирать сам, ты сначала отравишься, потом у тебя чего-нибудь не так пойдет. Это в любом случае так. Сэкономив 10 тысяч, ты потратишь кучу нервов, времени, денег опять же. Оно того не стоит.

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

Особенности и виды мотобуксировщиков

Мотособака представляет собой вид гусеничной техники (с двигателем на гусеничном ходу), транспортное средство механического типа, позволяющее передвигаться самостоятельно и перевозить различные грузы на непроходимых участках. Данный агрегат весь популярен в кругах охотников и рыболовов, особенно среди тех, кто предпочитает современным квадроциклам это простое и малогабаритное оборудование.

Уже потом появилась техника для различных сезонов с различным целевым назначением:

  • Помощь в буксировке тяжеловесных грузов;
  • Передвижение в труднопроходимых местах, сквозь сугробы, заболоченные зоны, глину и грязь;
  • Помощь в сельском хозяйстве и большом производстве.
  • Современные мотособаки могут иметь грузоподъемность до 350 кг.

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

Основные составляющие элементы и органы управления конструкции:

  • Двигатель (или силовой агрегат) – самая важная составляющая часть, самая дорогая и конструктивно сложная;
  • Ходовая часть;
  • Поворотный механизм;
  • Рама с элементами крепежа (отверстиями);
  • Рама агрегата силового типа;
  • Подмоторная рама или Плита под мотором (отвечает за надежную фиксацию двигателя);
  • Руль со встроенными органами управления (в том числе с переключателем КПП, ручкой газа и сцепления);
  • Лыжный модуль;
  • Трансмиссия (отвечает за передачу полезного момента с вала двигателя на саму гусеницу моторного буксировщика).

Гусеничная приставка – это модуль, где располагается сиденье для водителя и зона установки мотоблока.

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

Как управлять мотособакой:

  • Сидя на прицепе;
  • Стоя на санях.

Завести и остановить снегоходную гусеничную машину можно:

  • Нажав на рычаг газа;
  • Нажав на сцепление.

Ходовую часть рекомендуется приобретать уже в сборе, а остальные элементы можно изготовить и самостоятельно. Дело в том, что сроки создания агрегата могут сильно растянуться в связи с трудоемкостью работ, а также необходимостью наличия определенных навыков.

Рекомендации

Несколько советов, как правильно проводить техническое обслуживание, чтобы продлить срок службы вашему мотобуксировщик, от профессионалов.

Обслуживание гусеницы

  • Чтобы гусеничная лента работала долгое время, следует придерживаться ряда элементарных рекомендаций.
  • Перед тем как начать эксплуатацию (раз в сутки) обследуйте, в каком состоянии ходовая часть: «закоченевшие» катки либо ослабленные болты способны стать источником поломки гусеницы. После перерыва в эксплуатации нужно отчистить гусеницу и элементы системы подрессоривания от ледяной корки.
  • При зимнем либо летнем хранении не дозволяйте продолжительного влияния на гусеничную ленту прямых лучей солнца и масел, горючего и других продуктов нефтепереработки.

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

  • С течением времени гусеничная лента растягивается, и ее нужно подтягивать.
  • Проверять натяжку можно посредством замера провисания гусеничной ленты. Стандартным можно считать провис от 2-х до 5 сантиметров.
  • Чересчур сильно натягивать гусеничную ленту хуже, чем чересчур ослабить, поскольку это приводит к растяжению элемента и поломке опорников ведомой и ведущей осей.
  • Если гусеница прекратила совершать обороты, это говорит о поломке ходовой. Основным фактором ее торможения является неисправность опорников валов либо катков тележек вследствие проникновения влаги внутрь.
  • Регулярно нужно обследовать состояние ходовой, катая мотособаку руками. Она также обязана легко кататься от руки при демонтированных цепи и ремне. Раз в 12 месяцев либо через каждые 40 часов работы следует осуществлять техобслуживание ходовой части мотособак.

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

Техобслуживание мотора

Ключевые правила легко усвоить. Первое, что необходимо проследить, помимо заправки топливом, – уровень масла. Для этого выкручиваем заглушку и смотрим щуп. Добавляем масло до необходимого уровня. Меняем масло через каждые 5 бензобаков израсходованного топлива.

Часто случающаяся неполадка – засорение воздухофильтра снежными мельчайшими частицами либо появление ледяной корки. Признаки – нестабильная работа, дымление, плохо запускается. Просушите фильтр либо установите новый.

Натяжка цепи

Цепь мотособаки сообщает вращательные движения с ведущей звездочки на звездочку, соединенную с ведомым звеном, она не должна быть чересчур натянута, поскольку растет нагрузка на подшипники ведомой части вариаторной КП, а также нельзя допускать ее провисания. Натяжка цепи производится подъемом/опусканием правой доли ступицы, ведомой части вариаторной КП. Со временем цепь способна растягиваться, ее следует натянуть.

(+25 фото) Как сделать мотобуксировщик своими руками

Техобслуживание трансмиссии

Защищайте вариаторную КП и ее ответную часть от грязи, контролируйте чистоту и целостность дисков из алюминия, цепи и ремня привода вариаторной КП, обтирайте тряпочкой после завершения каждого выезда, предохраняйте от попадания масел на ремень и диски. Производите смазку вала и щек при потребности. Излишнее количество смазочных материалов способно вызвать неполадки.

Неприкрытый цепной привод нуждается в стабильном уходе и корректировке. Присматривайте за степенью натяжения цепи.

После любой поездки мойте цепь бензином и смазывайте либо обтирайте цепь и профилированные колеса. Всегда желательно брать с собой резервную цепь.

Следите за стяжкой разъемных соединений, чистите и давайте просохнуть мотособаке после любого выезда, храните в горизонтальном положении в сухом проветриваемом месте, и ваш мотобуксировщик будет служить без поломок многие годы.

Добавить комментарий