(+18 фото) Делаем ленточную пилораму своими руками

Популярность древесины 🌳 в частном строительстве 🚧 остаётся высокой даже с появлением самых новых строительных материалов. 🧱 Во многом этому способствует её приемлемая стоимость, 💰 доступность и простота обработки.

Несмотря на то что сегодня можно без проблем купить подходящую доску, брус или рейку, вопрос самостоятельного распила брёвен интересует каждого экономного хозяина. И это закономерно, ведь затраты на приобретение делового леса не идут ни в какое сравнение со стоимостью обрезного пиломатериала. Конечно, держать собственную лесопилку ради того, чтобы подправить забор или отремонтировать крышу, нецелесообразно.

Если же речь идёт о начале строительства на пустом участке, то собственная пилорама будет очень кстати. А сэкономить на её покупке можно, если соорудить агрегат своими руками.

(+18 фото) Делаем ленточную пилораму своими руками

Устройство и принцип действия ленточного лесопильного агрегата

Ленточной пилорамой называют универсальный станок, которым выполняют продольную распиловку брёвен с целью получения стандартных пиломатериалов — досок, бруса, шпал, лафета. Конструктивно агрегат состоит из четырёх основных узлов: ленточной пилы и её привода, механизма передвижения пильной рамы, устройства для регулировки высоты рабочего полотна и зажимного приспособления для крепления кругляка.

Лесопилка приводится в действие электромотором или двигателем внутреннего сгорания. Независимо от используемого силового агрегата, его мощность должна обеспечивать длительную работу оборудования без перегрузок.

Для непрофессионального станка будет вполне достаточно асинхронной электрической машины мощностью 5 кВт или бензиновой (дизельной) установки 6 – 8 л. с. Во время работы станка вращающий момент передаётся на рабочие колёса (шкивы) с установленной «бесконечной» пильной лентой шириной до 60 мм. Поскольку во время работы полотно пилы нагревается и провисает, используется натяжной механизм гидравлического или пружинного типа.

(+18 фото) Делаем ленточную пилораму своими руками

Продольное перемещение рамы с установленным механизмом привода осуществляется по рельсам, установленным на прочном бетонном основании. Для этого в нижней части корпуса агрегата смонтированы стальные закалённые ролики, лёгкость вращения которых обеспечивают шарикоподшипники закрытого типа.

От протяжённости рельсовых направляющих зависит максимальная длина обрабатываемого леса.

Толщина срезаемого с бревна древесного пласта определяется высотой пильного полотна над уровнем пола и регулируется специальным узлом, который включает парную резьбовую передачу и механизм её привода. Благодаря одновременному вращению двух винтов, расположенных по краям каретки, обеспечивается её перемещение по вертикальным направляющим и исключается перекашивание пилы.

(+18 фото) Делаем ленточную пилораму своими руками

Смещение бревна во время работы агрегата предотвращает зажимное устройство, которое собирается из направляющей в виде круглой трубы и установленных на ней с большим зазором втулок с зацепами. Перекос подвижного узла с установленными «когтями» приводит к заклиниванию устройства, благодаря чему обеспечивается неподвижность кругляка в процессе обработки.

Чтобы лучше представить работу этого приспособления, внимательно осмотрите представленную иллюстрацию.

(+18 фото) Делаем ленточную пилораму своими руками

  1. Принцип действия лесопильного агрегата предельно прост. Бревно, предназначенное для распиливания, укладывают в ложе между рельсовыми направляющими. Затем его фиксируют зацепами, которые расклинивают несколькими ударами молотка в края подвижных узлов. Каретка с ленточной пилой подводится к торцу кругляка, после чего выставляется высота рабочего полотна. После включения станка оператор плавно передвигает пильную раму вдоль рельс, благодаря чему происходит постепенное срезание доски нужной толщины.
  2. После достижения другого края бревна срезанный пиломатериал откладывается в сторону, пила приподнимается и агрегат возвращается в исходное положение.
  3. В некоторых источниках предлагаются к повторению конструкции агрегатов, в которых пильная каретка установлена неподвижно, а распил осуществляется передвижением бревна, уложенного на подвижную платформу. Может, подобная схема и имеет право на существование, однако надо учитывать, что для её реализации потребуются рельсы удвоенной длины.
  4. Описанный выше станок представляет собой простейшую пилораму. Если же говорить о современном оборудовании, то оно практически полностью исключает ручной труд. Все операции, включая перемещение пильной рамы и регулировку высоты ленточного полотна, выполняются автоматически, по команде с пульта управления.

(+18 фото) Делаем ленточную пилораму своими руками

Инструменты и материалы

Ленточная пилорама, изготавливаемая своими руками, потребует конкретного инструментария, без которого не обойтись:

  • сварочный аппарат и набор электродов со стержнем диаметром не менее 3,2 мм;
  • дрель и набор свёрл по металлу;
  • наждачное полотно — либо наждачные круги;
  • болгарка (УШМ) с набором отрезных дисков по металлу (возможно, понадобятся алмазные круги);
  • молоток, пассатижи и два разводных ключа (на диаметр гаек до 35 мм);
  • строительная линейка рулеточного типа и угольник (двусторонняя линейка с прямым углом);
  • уровнемер (предпочтителен прибор лазерного типа);
  • домкрат.

В качестве расходных материалов подойдут следующие:

  • уголковый профиль со сторонами 10*10 см, швеллер подходящего размера;
  • рельс от старой узкоколейной железной дороги (если есть);
  • колёса от старой легковой машины;
  • автомобильные ступицы с набором подшипников;
  • профильная труба типа «квадрат»;
  • резьбовая шпилька;
  • цепь от ходовой части старого мотоцикла;
  • медицинская капельница;
  • бензиновый или электродвигатель подходящей мощности;
  • пресс- и гровер-шайбы, болты и гайки подходящего диаметра;
  • листовая сталь с толщиной металла не менее 1 мм;
  • ременной привод (либо шестерённый редуктор).

(+18 фото) Делаем ленточную пилораму своими руками

Подготовив необходимые инструменты и расходные материалы, позаботьтесь о чертежах заблаговременно.

Чертежи и проектирование

Размеры самодельной пилорамы могут отличаться у разных проектировщиков. Главное требование – конструкция должна быть устойчивой, безотказной (насколько это возможно в реальности при каждодневном выполнении распиловочных работ).

Для начала создают на бумаге уменьшенные виды копии механизма, подлежащего повторению для решения конкретных вопросов.

Для ленточной пилорамы длина агрегата составляет не менее 6 м. Это размер промышленных досок (обрезных и необрезных), производимых на лесопилке и поставляемых на склады стройматериалов. Ширина устройства – не менее 3 м: данное расстояние даёт жизненно необходимое пространство для эффективной и плодотворной работы на таком станке.

(+18 фото) Делаем ленточную пилораму своими руками

Когда габариты будущего станка знакомы домашнему мастеру, он прикинет, сколько расходного материала уйдёт на изготовление устройства. Основа станка – опорная рама и рельсовые направляющие, без которых пильные работы по распусканию ствола дерева на доски осуществлялись бы с заметной кривизной производимого деревоматериала.

Усиление станка в проекции параллельных уголков направляющих потребует монтажа поперечных проставок, удалённых друг от друга не более, чем на 2 м.

При работе на пилораме в гаражных условиях потребуется чертёж лишь главного устройства. Работа пилорамы на открытой территории потребует навеса, защищающего от осадков и значительно уменьшающего потоки ветра, дестабилизирующие работу при неблагоприятных погодных условиях. Другими словами, рабочее место подготавливается до начала сборки пилорамы. Дальнейшие расчёты основных функциональных узлов проводятся по мере прохождения разных стадий сборки, а мастер, в свою очередь, должен чётко представить, как выглядит собираемый агрегат и насколько быстро, удобно на нём работать.

(+18 фото) Делаем ленточную пилораму своими руками

Как сделать своими руками?

В домашних условиях устройство для пильных работ по дереву изготавливается в следующей последовательности:

  • сваривается рама, устанавливаются направляющие;
  • устанавливаются двигатель и механизмы привода, подающие древесину детали, резаки (без последних распиливание брёвен и стволов стало бы невозможным).

Например, для практической реализации устройства берётся популярная конструкция, главные отличительные черты которой – низкие издержки на запчасти и простота. К ней примеряются колёса от легковушки. Каждая комплектующая определяет, насколько точно и верно заработает собираемый агрегат.

Изготовление рамы

В качестве направляющих рельс, если не удалось найти поблизости списанную рельсошпальную решётку от узко- или микроколейки, применяют профуголок размерами не менее 5*5 см. Угол ребра при укладке направлен кверху – такое расположение значительно снизит износ направляющих, позволяя при этом пользоваться более жёсткой основой. Уголок, вдвое больший 5*5 см, некритичен к ориентации угла ребра. Самыми надёжными будут направляющие из двойного таврового (он напоминает в своём сечении турникет) или швеллерного профиля. Монтаж поперечных рёбер жёсткости здесь не настолько принципиален, как в конструкции на основе уголка. Для поперечных проставок применяют профиль с шириной не менее 2,5 см. Комплектующие рельсополотна фиксируются с помощью сварки. Монтируя распирающие детали, мастер приварит полудюймовую трубу со смонтированными на ней деталями, удерживающими бревно или ствол дерева, не дающими последнему перемещаться вдоль и поперёк при разделывании на полосы древесины.

(+18 фото) Делаем ленточную пилораму своими руками

При сварке стальных комплектующих не обходитесь без их предварительного прихватывания, иначе их выгнет в сторону, а конструкция станет кривоватой, что тут же отразится на низкокачественно производимом деревоматериале. Существенно избавит от такой неприятности не сварочный инвертор, результат на работе с которым полностью зависит от человеческого фактора (специалиста), а полуавтоматическое сваривание с защитой от окисления нагретых деталей углекислым газом.

При невозможности точной и ровной сварки монтаж направляющих производится посредством болтового соединения. Готовая рама закрепляется на заранее подготовленном фундаменте при помощи анкеров.

(+18 фото) Делаем ленточную пилораму своими руками

  • При установке направляющих мастер заранее позаботится о подготовке пространства для подаваемого в обработку леса. Первичный этап подготовки – монтаж Н-образных опор с минимально возможной высотой штанг в 10 см. Боковые упоры, не дающие разрезаемому бревну укатиться вправо или влево с места разрезания, должны быть не ниже 5 см. Пространство для подачи лесоматериала может обладать практически любым строением.
  • Близкорасположенные поперечные перекладины ставят на относительно небольшой дистанции – не дальше, чем в полуметре. Это позволит работать с брёвнами порядка 3… 6 м, что расширяет формат и параметрический допуск деятельности мастера-пильщика.
  • Для роликов применяются детали, изготовленные на токарном станке, либо промподшипники, производимые на заводах точной механики. Для выточенных на станке деталей заранее просверливают отверстие, помогающее задать угол поворота. Колёса закаляются – калёная сталь обладает значительно более высокой твёрдостью. При использовании промподшипников один из них берётся большего размера, чем три остальных. Комплектующие подбираются с идентичными внутренними габаритами. Вал изготавливают с упирающей отбортовкой, напротив которой нарезается резьба для фиксации роликов с противоположной стороны. Ролики более широкого размера позволят для рельсов применить любой профиль: от двутавра до швеллера.
  • Пилорама имеет две вертикальные направляющие. Подпорки и подвижные элементы выполняются из обычной стальной трубы, подбираемой с минимально возможным зазором. Затем собирают прямоугольную раму, по её бокам фиксируют подвижные детали сверху и снизу. Нижняя поперечная деталь предусматривает закрепление колёс – она должна обладать приемлемой жёсткостью; лучше всего подойдёт профтруба с более толстыми стенками или швеллер.

(+18 фото) Делаем ленточную пилораму своими руками

Основные элементы корпуса – попарно чередующиеся детали, расположенные горизонтально и вертикально. Они соединены перпендикулярно. Рама, которую собрали бы из профтрубы со стороной квадратного сечения менее 5 см, не обладала бы достаточными прочностными параметрами. Распирающие перекладины – прямоугольная профтруба меньших, чем 5 см, размеров по ширине. Если же профтрубы в наличии не оказалось, при использовании уголков берут усиливающие проставки, образующие с прямым углом треугольник. Толщина стали у них не должна быть ниже 2 мм.

Внизу на раме ставят ролики, заранее вычислив дистанцию между их упирающими стенками. Это расстояние равно расстоянию между рельсами.

Сборка

Закончив собирать раму и колёсную базу, устанавливают винтовой механизм парного типа для движения кареточной части. Он обладает ручным вращателем и цепной трансмиссией. Гайки фиксируют на подвижной части внизу, а упоры винта прикрепляют к поперечине рамы сверху. Винты поворачиваются без затруднений, когда они посажены на соразмерные их габаритам подшипниковые комплекты.

К приводу полагается натяжитель цепи, а гайка подъёмника фиксируется на кареточной втулке. Верхняя перекладина потребует посадить винт на подшипниковый комплект.

(+18 фото) Делаем ленточную пилораму своими руками

Для бесперебойной работы поднимающего механизма валы нуждаются в одинаковых звёздочках. Поставив их, цепь натягивается посредством ролика. Механизм плавной передачи оснащён шестернями разного размера: одна вращается синхронно с винтом, вторая – закреплена на другом валу. Использование главной звёздочки, имеющей больший размер, даст возможность быстро двигать кареткой по рельсам, а фиксирующая механика может быть изготовлена из штифта с пружиной.

После калибровки штифта он занимает место между цепными роликами и зафиксированными на месте кронштейнами. По окончании монтажа основных деталей привод оснащают длинной ручкой, за которую его можно крутить вручную.

Механизмы пилорамы не смогут в полной мере работать без шкивов. Эффективными в этом случае окажутся половинки оси от легковушки с задним приводом. Для закрепления данных полуосей на нижней перекладине кареточной части используют узлы с подшипниками. Эти комплектующие дешевле заказать на ближайшем ремзаводе у токарей, что позволит их впоследствии подстраивать при появлении малейшего люфта, а также отклонить колёсные оси немного вбок.

(+18 фото) Делаем ленточную пилораму своими руками

  • Пилорама при долгой и непрерывной работе значительно нагревается – и немного меняет свою длину. При несвоевременных попытках подрегулировать механизм возможно слетание ленточного резака с ременной передачи. Своевременное изменение угла на 1–2 градуса позволит избежать данного инцидента.
  • Элементы регулировки – куски трубопровода, в одном из которых установлен второй. Между ними имеется воздушная прослойка до 0,5 см. Муфта, помещённая внутрь, послужит защитным кожухом для полуосевых шарикоподшипников. Правильно отцентрованная муфта регулируется посредством винтов на расположенной снаружи цанге.
  • Первое из колёс фиксируется на кареточной части стационарно. Хвостовая часть его половины оси обладает шкивом. Второе – размещается на динамичном элементе, предварительно натягивающем резак. Монтаж шкивов ведётся не строго по горизонту, а с оттяжкой в сторону в среднем на 3 мм по вертикали. Калибровка ленточного пильного полотна осуществляется из-за оттягивания опорного узла резака. Как и ролики пилорамы, узел поддержки резака изготавливается на основе трёх шарикоподшипниковых коронок.

(+18 фото) Делаем ленточную пилораму своими руками

Заключительным этапом сборки считается размещение двигателя. Вращающий момент передаётся с вала двигателя по клиноременной трансмиссии. Мотор, применяемый в качестве источника крутящего момента, предусматривает дополнительное натягивание ременной передачи посредством ролика с пружиной. Этот вариант применяют при работе пилорамы от двигателя на жидком топливе. Вокруг дисковой пилы размещается так называемый стружечный отвод (защитный кожух), благодаря которому опилки и древесная стружка не летят по всей территории или гаражу. Дополнительно ставится омыватель, в котором смывающая и смазывающая субстанции доставляются к месту работы одной из пил.

Советы по эксплуатации

Правильно натягивайте пильное полотно. Превышение допустимого усилия уменьшает срок службы инструмента. Для контроля можно использовать специальные приспособления. Пила не должна быть в работе более двух часов, после чего её надо демонтировать и подвесить на сутки для снятия остаточных напряжений.

  • Обязательно применяйте смазочную жидкость для ленточного полотна. В тёплое время можно пользоваться водой с добавлением моющих средств типа «Gala», «Fairy» и т. д., а зимой — смесью керосина или дизтоплива с моторным маслом в пропорции 5:1 или смазкой для цепей бензопил.
  • После окончания работы обязательно ослабьте натяжение пилы. Это не даст образовываться усталостным явлениям на её поверхности и продлит срок службы.
  • Работайте только правильно заточенным и разведённым инструментом. При отсутствии опыта по этой части можно воспользоваться услугами специализированных контор. Как правило, их представители обслуживают не одну лесопилку в вашем районе.
  • Не работайте со свежеспиленным лесом. Дайте ему подсохнуть хотя бы в течение одного месяца. Кроме того, перед работой очистите брёвна от грязи и песка, а ещё лучше удалите кору.

(+18 фото) Делаем ленточную пилораму своими руками

Ленточная пилорама своими руками из подручных материалов

Конструкция ленточной пилорамы представляет из себя 1. рельсовую дорожку 2. станину с силовым агрегатом 3. полотно 4 механизмы регулировки и натяжения 5. каретка 6. ровная поверхность (желательно фундамент-плита)

Итак, давайте ознакомимся с перечнем необходимых составляющих для сборки станка. А так же разберем весь процесс поэтапно.

Материалы

  • уголок 100х100, швеллер, рельса от узкоколейки (для изготовления рельсового полотна)
  • колеса от легкового автомобиля
  • ступицы
  • подшипники
  • профтруба квадратного сечения
  • шпилька с резьбой
  • цепь
  • домкрат
  • капельница
  • силовой агрегат (бензиновый или электродвигатель)
  • арматура
  • болты, гайки, шайбы, граверы
  • листовой металл 1 мм
  • шкив
  • ремень

Инструменты

  • сварочный аппарат
  • дрель
  • наждак
  • болгарка
  • молоток
  • рулетка
  • набор гаечных ключей
  • уровень (лазерный)
  • линейка
  • уголок

Процесс сборки ленточной пилорамы своими руками

(+18 фото) Делаем ленточную пилораму своими руками

И так, первым делом стоит ознакомится с чертежами, потому как любое дело начинается с разметки, как говорится “Семь раз отмерь, один раз отрежь.

(+18 фото) Делаем ленточную пилораму своими руками

  1. Чтож принцип работы надеюсь понятен, далее стоит позаботится о размещении рельсовой дороги по которой будет ходить каретка с пильным полотном и распускать бревна на доски. Площадка должна быть размерами не менее 3 х 6 м, а самое главное ровной! Поэтому необходимо под пилораму залить плиту-фундамент и выровнять до идеально ровной поверхности. Копается углубление, укладывается песчаная подушка и заливается армированная плита из бетона.
  2. Далее идет установка самой рельсовой дороги, ее в лучшем случае можно сделать из рельс от узкоколейной железной дороги, но таковое трудно достать, так что придется делать из швеллера либо уголка. Обратите внимание!!! На фото уголок расположен ребром вверх.
  3. Соединять уголок между собой можно сваркой, но при нагреве металла его может повести, а нам нужна идеально ровная дорога, так же можно крепить рельс непосредственно к бетонному основанию при помощи анкерных болтов.
  4. Опорные ролики можно сделать из обычных подшипников, либо заказать у знакомого токаря.
  5. После чего изготавливается непосредственно сама пильная рама, где используются трубы разного диаметра которые можно вставить одна в другую. за счет чего ползун может подниматься вверх и вниз.
  6. Рама же сварена из профтрубы квадратного сечения.
  7. В нижней части устанавливают опорные ролики. они должны соответствовать ширине рельсовой дороги.
  8. Далее изготавливается механизм подъема.
  9. После чего устанавливаются шкивы и ступицы.
  10. Подключение к силовому агрегату.
  11. Выравнивание и поддержка пильного полотна осуществляется за счет подшипников.
  12. Сверху в обязательном порядке следует установить защитный кожух из металла. Техника безопасности здесь превыше всего, потому как полотно может и вылететь .
  13. Механизм натяжения можно сделать из небольшого домкрата.
  14. После полной сборки пилорамы проводится пробный запуск, если все в порядке, то отключается двигатель и укладывается и крепится бревно.
  15. Распускается бревно на доски.

(+18 фото) Делаем ленточную пилораму своими руками

Вот такая замечательная пилорама в общем то получилась, теперь распускай доски и бруски для строительства и ремонта сколько угодно, только успевай бревнышки подкидывай)

Добавить комментарий